От своевременного технического обслуживания (ТО) зависит не только качество и надежность работы самой газобалонной установки (ГБО) автомобиля, так и самого двигателя.
Обязательный регламент операций ТО для ГБО 2-4 поколения содержит:
По требованиям регламента, менять фильтры надо не реже чем каждые 7000-10 000 километров пробега для медных магистралей и 10 000-15 000 км. для пластиковых. Бывают отклонения от нормы, всё зависит от качества топлива, условий эксплуатации и производителя газового оборудования.
Обслуживание газобаллонного оборудования удобно совмещать с плановым ТО на автомобиле.
Первым делом меняется фильтр жидкой фазы а вместе с ним и резиновые прокладки. Он может находится как на самом газовом редукторе так и на внешнем электроклапане. Перед этим обязательно перекраваем магистральный кран подачи газа на мультиклапане баллона. Делаем все это на открытом воздухе. НЕ КУРИТЬ!!!
Затем меняем фильтр паровой фазы. Он устанавливается на 4 поколении ГБО и находится между газовыми форсунками и редуктором.
Самое главное не проверять открытым пламенем, то есть категорически нельзя использовать спички, зажигалку, может "бахнуть" с серьёзными последствиями.
Обращаем прежде всего внимание на места прохождения шлангов, они не должны тереться о детали двигателя (кузова), находится по максимуму далеко от сильно греющихся деталей двигателя, не иметь потертостей, растрескиванией.
Проверить можно на слух, открываем газовый кран, если слышим характерное шипение, значит утечка, соединение надо или перепаковать, или выжать прокладку (если соединение "мама-папа" с прокладкой).
Проверить можно по запаху, кран открыт чувствуем запах газа, значит что-то пошло не так, соединение переделывается.
Но самый лучший вариант, который можно использовать и при самостоятельной проверки, им же пользуются и профессиональные газовщики.
Это водная эмульсия.
Можно нарезать мыло кусками, далее добавить воды, взболтать до появления пены, и при помощи к примеру помазка для бритья,
Газовые форсунки – это специальные узлы ГБО, которые отвечают за дозировку горючего, по сути, являясь скоростными клапанами. Благодаря их исправной работе, обеспечивается необходимое соотношение газо-воздушной смеси а так же и ресурс работы самого двигателя. Такие механизмы начали применять в газовых установках 4 поколения ГБО.
После разборки чистки и сборки газовых форсунок типа Valtek, можно приступать к регулировке. Регулировка газовых форсунок ГБО 4 поколения типа Valtek сводится к настройке хода штока для равномерного дозирования топлива для всех форсунок данного двигателя. Данную процедуру необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО проводить также и с новыми форсунками. Межсервисный интервал калибровки газовых форсунок данного типа 20 000-40 000 км. пробега. Не соблюдение данного требования может привести со временем к прогару клапана или его седла в ГБЦ двигателя.
Для калибровки данных форсунок используем микрометр с набором переходников и источник сигнала подобный тому который выдает газовый электронный блок управления (ЭБУ). Использовать для источника сигнала аккумулятор автомобиля не рекомендуется изза возможного повреждения катушки форсунки.
После того как газовое оборудование 4 поколения установлено на автомобиль, необходимо правильно откорректировать его работу. Также в ходе эксплуатации транспорта на газу или после ремонта, может потребоваться диагностика, а затем калибровка/регулировка ГБО.
Важно учитывать тот факт что ЭБУ ГБО может иметь как открытое программное обеспечение (ПО) так и закрытое ПО. Открытое ПО может настраивать любой пользаватель или СТО а закрытое ПО можно только у официальных дилеров либо их представителей, которые зачастую могут находиться далеко от вас. Поэтому когда нам попадаются ЭБУ газа с закрытым ПО мы его меняем на ЭБУ с открытым.
После установки ГБО 4 делается первичная (черновая) настройка ЭБУ газа, затем ОБЯЗАТЕЛЬНО автомобиль должен ехать с мастером-настройщиком и настраиваться на ходу. На ходу происходит не только настройка но и проверка корректной работы всех компанентов установки ГБО в целом.
На следующем газовом ТО желательно опять сделать компьютерную диагностику работы системы, и по необходимости подкорректировать ее.
После установки ГБО 2 поколения настраиваем газовый редуктор.
Для того, чтобы отрегулировать газовое оборудование второго поколения своими руками, требуется прогреть двигатель до рабочей температуры на бензине, перейти на газ и заглушить мотор.
Далее откручиваем полностью винт дозирующий подачу газа на средних и мощностных режимах (т. н. *жадности*)
если это *рогатка* то закручиваем полностью винт вторичной камеры карбюратора и откручиваем винт первичной полностью. Затем на редукторе полностью закручиваем винт регулировки холостого хода (ХХ). А винт чуствительности мембранны откручиваем на 2-3 оборота (возможно и больше тут надо опытным путем!). Запускаем двигатель и винтом мембранны ловим устойчивый ХХ. Затем включаем все электроприборы на полную мощность, ХХ может уйти, винтом регулировки ХХ стабилизируем обороты ХХ.
Для настройки средних и мощностных нагрузок жестко механически фиксируем обороты в районе 3000 и начинаем закручивать винт жадности до падения оборотов, затем начинаем откручивать его домомента падения роста оборотов, затем закручиваем этот винт на 1-2 оборота
Далее выежаем на дорогу и точно подстраиваем винтом жадности оптимальный баланс тяги и расхода газа.
Стоит обратить внимание, что неисправности газового редуктора происходят с возрастанием пробега транспортного средства. Это объясняется тем, что по истечению определенного времени, обычно это 3-4 года, элементы, которые выполнены из резины, – это мембраны, клапаны, теряют свои первичные свойства. А это приводит к тому, что может возрастать расход топлива, пропадать или ухудшаться тяга.
Основной поломкой является нарушение принципа работы редуктора ГБО, это связано с тем, что было установлено не качественное оборудование или водитель заправляясь плохим топливом, которое со временем накопило большое количество осадка в системе. Ремонтные работы можно провести самостоятельно, если водитель полностью уверен, что неисправность связана именно с редуктором. В продаже имеется специальный комплект, который предназначен для ремонта, и он включает в себя все необходимые детали
Важно! Основные проблемы случаются именно в зимний период времени, когда температура на улице находится ниже нуля. Нередко водители начинают переключаться на газ, когда мотор совсем не прогрет. Это приводит к закупорке системы, и оборудование выходит из строя.