Как проверить автомобильный генератор?

 Основные неисправности   генераторов возникают в основном при нарушении правил их эксплуатации, например отключении аккумуляторной батареи при работающем двигателе, замыкании клемм генератора на корпус при проверке «на искру», неправильном натяжении приводного ремня. Основные неисправности генераторов: плохой контакт между щетками и контактными кольцами; обрыв обмотки возбуждения; замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора; междувитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения; обрыв одной фазы в цепи обмотки статора; замыкание обмотки статора на сердечник; междувитковое замыкание в катушках обмотки статора; пробой диодов выпрямителя; повышенный шум при работе при износе подшипников генератора.

 Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора. Такая неисправность возникает при загрязнении и замасливании контактных колец, большом износе щеток, уменьшении усилия давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При этих дефектах повышается сопротивление в цепи возбуждения, что вызывает снижение силы тока возбуждения, а поэтому уменьшается мощность генератора. Напряжение генератора в этих случаях достигает регулируемого значения только при повышенной частоте вращения ротора. Кроме того, плохой контакт между щетками и контактными кольцами является одной из причин резкого колебания стрелки амперметра. 

 Обрыв обмотки возбуждения. Эта неисправность появляется чаще всего в местах подпайки концов обмотки к контактным кольцам. При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора будет индуцироваться ЭДС не более 5 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора. При такой неисправности аккумуляторная батарея не будет заряжаться. Проверяют обмотку возбуждения на обрыв мультиметром в режиме прозвонки на падение напряжения или омметром в диапазоне до 200 ом, который подключают к контактным кольцам ротора.

 

 Если обмотка оборвана, то сопротивление будет равно 0. Этот дефект устраняют пайкой если дефект находится в доступном месте. Когда обрыв произошел внутри катушки, заменяют ротор генератора в сборе. 

 Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора. Такое замыкание возникает в результате разрушения изо-ляции обмотки. При замыкании на корпус обмотка закорачивается и по ней не будет проходить ток, вследствие чего генератор не будет возбуждаться. Чаще всего обмотка замыкается на корпус в местах вывода ее концов к контактным кольцам ротора. Замыкание обмотки на корпус вызывает увеличение силы тока в цепи возбуждения генератора. Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора определяют лампой  220В на 100 ватт , которую включают в разрыв провода последовательно . (Внимание высокое напряжение опасно для здоровья, соблюдаем меры предосторожности!)

 

 Один провод соединяют с любым контактным кольцом, а другой — с сердечником или валом ротора. Лампа будет гореть, когда обмотка замкнута на корпус. 

 Междувитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения. Такое замыкание возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении. В результате уменьшается сопротивление цепи обмотки возбуждения, что вызовет увеличение силы тока возбуждения. Следовательно, повысится температура обмотки, что будет причиной еще большего разрушения изоляции провода и замыкания между собой большого числа витков катушки. При работе генератора с контактными реле-регуляторами ток возбуждения генератора замыкается через контакты регулятора. Следовательно, при снижении сопротивления обмотки возбуждения через контакты регулятора будет проходить ток больше допустимой величины, и поэтому между контактами возникает сильное искрение, что ускорит окисление и эрозию их рабочей поверхности. В транзисторных регуляторах при этих условиях происходит перегрев выходного транзистора, что может привести к его пробою.

 Междувитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения определить сложно изза очень малого ее сопротивления единственная более правильная возможность это замер силы тока потребления обмотки и сравнение с заведомо  исправной. При отсутствии междувиткового замыкания в обоих замерах сила тока будет одинаковой. 

 Обрыв одной фазы в цепи обмотки статора. При этом увеличивается сопротивление в цепи остальных фаз, отчего снижается мощность генератора и аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться. В случае обрыва в обмотке двух фаз выключается вся обмотка статора и генератор работать не будет. Проверка обмотки возбуждения на обрыв. Мультиметр при этом в режиме омметра или прозвонки, проверяем все фазные выводы на обрыв. Все фазные выводы должны прозваниваться друг на друга.

 

 Замыкание обмотки статора на сердечник. Такое замыкание возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора, происходит его перегрев. Аккумуляторная батарея заряжается только на повышенной частоте вращения коленчатого вала Замыкание обмотки статора на сердечник определяется лампой 220В путем подключения одного щупа на сердечник, а другого — на любой вывод обмотки. Лампа горит только при замыкании обмотки на сердечник статора. Дефектный статор заменяют  .

 

 Междувитковое замыкание в катушках обмотки статора. Эта неисправность возникает при перегреве вследствие разрушения изоляции обмотки. В короткозамкнутых катушках будет проходить ток большой силы, что увеличит перегрев катушки и вызовет дальнейшее разрушение изоляции обмотки. При такой неисправности значительно снижается мощность генератора, а аккумуляторная батарея заряжается только на большой частоте вращения коленчатого вала. Междувитковое замыкание в катушках обмотки статора определить сложно изза малого сопротивления обмоток, кроме как по внешнему виду замкнутые витки будут намного темнее по виду чем исправные витки. 

 Пробой диодов выпрямителя, обрыв внутренней цепи диода. Пробой происходит при перегреве током большой силы, при повышении напряжения генератора и при отключении аккумуляторной батареи при работающем генераторе. Пробой одного или нескольких диодов одной (плюсовой или минусовой) шины выпрямительного блока приводит к снижению мощности генератора. Пробой диодов одновременно в плюсовой и минусовой шинах приводит к замыканию аккумуляторной батареи, в результате чего в зарядной цепи устанавливается большая сила тока, что приводит в большинстве случаев к «выгоранию», т. е. к обрыву в цепи диода.

 

  Поиск неисправного диода производится на снятом выпрямительном блоке с помощью мультиметра в режиме прозвонки. Проверяются все диоды выпрямительного блока.

  ВЫВОД ОБ ИСПРАВНОСТИ (НЕИСПРАВНОСТИ) ДИОДА ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДВУХ ПОДКЛЮЧЕНИЙ — ПРЯМОГО И ОБРАТНОГО. Исправность диодов можно проверить и с помощью прозвонки измерением в прямом и обратном направлениях. У исправного диода при прямом подключении будет падение напряжения не менее 300, а при обратном — (обрыв). В пробитом диоде падение равно нулю (замыкание). При выявлении неисправного диода меняется весь выпрямительный блок.

 Проверка реле регулировки напряжения генератора требует специального оборудования, знаний, опыта,  и стендовых испытаний, что мало доступно для простых СТО, поэтому реле можно проверить достоверно заменив его на заведомо исправное. 

 

Вверх